Подробный гид со знаковыми фильмами.
Эротика просочилась в кинематограф сразу же после его изобретения. В разные годы на экранах показывали и целомудренные объятия, и откровенные постельные сцены. Всё потому, что главное в подобных фильмах — не сам процесс, а исследование сексуальности героев.
История эротического кино тесно связана с отношением к сексу в обществе и происходящими в мире событиями. На примере знаковых фильмов расскажем, как эволюционировал этот жанр.
Время зарождения кинематографа (начало XX века — 1930 годы)
«Поцелуй» Томаса Эдисона, один из первых фильмов в истории, произвёл настоящий фурор в обществе — католическая церковь даже попыталась запретить показ. Эту работу можно принять за точку отсчёта в истории эротики, ведь на короткой записи целовались мужчина и женщина.
В начале XX века цензура редко пропускала фильмы с намёком на откровенность. Пик эротического кино пришёлся на 30-е — годы расцвета кинематографа и золотого века Голливуда. Кино — коммерческое искусство, которому очень важна окупаемость, а секс отлично продавал.
В центре эротического фильма времён Великой депрессии обычно был адюльтер. Кино отразило, как начал распадаться американский институт семьи. Браки не выдерживали финансовых испытаний, супруги отдалялись друг от друга, и это приводило к изменам и разводам.
Чаще всего женских персонажей в откровенных фильмах изображали либо опытными обольстительницами — агентами зла, либо независимыми героинями, которые с помощью сексуальности отстаивали свою идентичность.
Главный эротический фильм этого периода
Экстаз (Ekstase)
- Чехословакия, 1933 год.
- Драма, мелодрама.
- Продолжительность: 1 час 22 минуты.
- IMDb: 6,6.
Молодая Ева выходит за мужчину постарше. Супружеская жизнь не клеится, и девушка заводит интрижку со случайным знакомым.
«Экстаз» впервые показал в кино женский оргазм. Несколько минут на крупном плане Хеди Ламарр изображала нарастающее сексуальное напряжение. Эта сцена сделала начинающую актрису суперзвездой и открыла ей дорогу в Голливуд.
Конечно же, представители Ватикана пытались запретить фильм. Но не из-за описанного выше эпизода, а из-за сцены купания полностью обнажённой Евы.
Время цензуры и «Кодекса Хейса» (1940–1950-е)
На смену разгульным 30-м пришло военное десятилетие. В Америке в полную силу заработал «Кодекс Хейса». Он закреплял положения киноцензуры и запрещал наготу и даже малейшие намёки на сексуальные отношения между персонажами. Чистой эротике пришлось сойти с экранов, а кинематографисты начали экспериментировать с визуальным языком, чтобы показать нечто откровенное.
В этом не было равных Альфреду Хичкоку, поклоннику Зигмунда Фрейда. Режиссёр часто ставил иносказательные триллеры и драмы, где секс был очень важен. Чтобы обойти цензуру, в фильме «На Север через Северо-Запад» вместо интимной сцены показали поезд, входящий в тоннель.
В 40–50-е годы расцвёл нуар. Жанр вобрал в себя не только страх общества перед войной и её последствиями, но и подавленную сексуальность. Женские персонажи этих фильмов сильно походили на соблазнительниц из 30-х. Это были femme fatale, из-за которых главные герои попадали в серьёзные передряги.
Подобные образы отражали мужское недоверие к непокорной женщине — привлекательной, двуличной и ненасытной. Femme fatale бросали вызов патриархальному обществу своей независимостью и эрудированностью.
Главные эротические фильмы этого периода
Двойная страховка (Double Indemnity)
- США, 1944 год.
- Нуар, триллер, драма, криминал, детектив.
- Продолжительность: 1 час 47 минут.
- IMDb: 8,3.
Агент Уолтер приезжает домой к клиенту, чтобы обсудить автомобильную страховку. Там он встречает жену покупателя — Филлис, которая интересуется, можно ли застраховать человека без его ведома. Уолтер понимает, что девушка планирует убить мужа. Герой не собирается становиться сообщником, но быстро увлекается красоткой Филлис и даёт слабину.
«Двойная страховка» — эталонный фильм-нуар, который сформировал каноны жанра. В центре картины — классическая femme fatale в исполнении Барбары Стэнвик. Весь фильм — это записанное на диктофон признание Уолтера. Такой ход создаёт ощущение обречённости персонажей. Глубины повествованию добавляет и визуальное решение, позаимствованное из немецкого экспрессионизма: клаустрофобные интерьеры, контровое освещение и мрачный символизм.
Сансет бульвар (Sunset Blvd.)
- США, 1955 год.
- Нуар, драма.
- Продолжительность: 1 час 50 минут.
- IMDb: 8,4.
Это история запутанных отношений между молодым сценаристом Джо Гиллисом и пожилой голливудской дивой Нормой Десмонд. Герой скрывается от кредиторов и случайно оказывается в особняке актрисы. Норма очаровывает Джо и просит помочь с написанием сценария. Тот соглашается и начинает жить за счёт женщины. Однажды герой влюбляется в другую — Норме такое не по душе.
Отношения Нормы и Джо — пример нездорового дисбаланса власти в паре. Для 1955-го картина о любви, причём очень телесной, пожилой женщины и молодого парня была пощёчиной цензорам и консерваторам. Зрители того времени привыкли к более традиционным отношениям. Именно поэтому «Сансет бульвар» считается фильмом, опередившим своё время. Он скорее напоминает гораздо более поздние эротические триллеры.
Время сексуальной революции (1970–1985 годы)
К сексуальной революции общество подтолкнуло стечение множества обстоятельств. Появились надёжные средства контрацепции, активизировалось феминистское движение, меньшинства стали энергичнее бороться за свои права — всё это привело к тому, что сексуальные свободы людей укрепились, а религиозность снизилась.
Вскоре перемены в настроениях отразились и на экранах. 1970–1985 годы называют золотым веком порнографии. Именно тогда появился жанр порношик — эротические фильмы с вызывающим содержанием, которые часто демонстрировали неимитированный половой акт.
Такое кино считалось контркультурным, его показывали только в небольших специальных кинотеатрах — грайндхаусах. Порношик-фильмы относятся скорее к порнографии или сексплотэйшен-кино, но они серьёзно повлияли на развитие эротики.
Главные эротические фильмы этого периода
Грустное кино (Blue Movie)
- США, 1969 год.
- Драма, мелодрама.
- Продолжительность: 1 час 45 минут.
- IMDb: 4,7.
«Грустное кино» — один из первых порнофильмов, который вышел в широкий прокат. В картине почти нет сюжета. Энди Уорхол просто показал жизнь Вивы и Луи Волдона — суперзвёзд его художественной мастерской под названием «Фабрика». Герои общаются, занимаются бытовыми делами и сексом. По словам главной героини, происходящее на экране описывает разочарование и фрустрацию от физической близости.
Глубокая глотка (Deep Throat)
- США, 1972 год.
- Для взрослых, комедия.
- Продолжительность: 1 час 3 минуты.
- IMDb: 5,0.
Через три года вышел фильм «Глубокая глотка» — он рассказывал о радостях, которые приносит секс. Главной героине Линде Лавлейс бывает трудно достичь оргазма. Она обращается с этой проблемой к психотерапевту. Тот выясняет, что клитор Линды располагается в необычном месте — её горле. Тогда героиня пускается во все тяжкие, пытаясь раскрыть свою сексуальность и найти мужа.
Хоть одной из причин сексуальной революции и стало феминистское движение, «Золотой век порнографии» лишь усилил сексуализацию женщин. Большинство эротических фильмов снимали мужчины, поэтому женским персонажам отводилась всего лишь роль объекта их желаний.
«Глубокая глотка» — показательный пример. Женщина, которая может достичь оргазма только от орального секса, — воплощение мужского взгляда. При этом актрисы индустрии постоянно подвергались насилию. Сама Линда Лавлейс в своих мемуарах рассказывала о психологических и физических травмах, которые ей нанесло участие в фильме.
Эммануэль (Emmanuelle)
- Франция, 1974 год.
- Для взрослых, драма, мелодрама.
- Продолжительность: 1 час 45 минут.
- IMDb: 5,2.
Молодая француженка Эммануэль переезжает в Бангкок вместе с мужем. Пока он на работе, девушка исследует свою сексуальность и пробует то, чего никогда не делала.
Фильм «Эммануэль» снял бывший фотограф Жюст Жакен. Вместо того, чтобы показывать откровенные сцены, он сфокусировался на изобразительном ряде и драматургии. Сюжетная канва фильма довольно искусственная, но каждый персонаж обладает своим характером и даже философией. Камера же заостряет внимание не на половых органах актёров, а на игре света и тени на их коже. Такой подход не характерен для фильмов в жанре порношик.
Какой получилась новая «Эммануэль» 👀 «Эммануэль» — ремейк эротической классики, где размышлений больше, чем секса
Последнее танго в Париже (Ultimo tango a Parigi)
- Италия, Франция, 1972 год.
- Драма, мелодрама.
- Продолжительность: 2 часа 9 минут.
- IMDb: 7,8.
Фильм Бернардо Бертолуччи посвящён отношениям 45-летнего Пола и 20-летней Жанны. Жена Пола совершает суицид, а он в тот же день занимается сексом со случайной девушкой — Жанной. Они встречаются ещё несколько раз, но однажды Пол насилует Жанну. Тогда девушка решает прекратить связь, но всё заходит слишком далеко.
Этот фильм предвосхитил появление эротического триллера: секс и смерть в «Последнем танго в Париже» слишком тесно взаимосвязаны.
Время страха перед сексом (1985–1995 годы)
Сексуальное буйство 70-х привело к распространению заболеваний, передающихся половым путём. К тому же в 1981 году врачи открыли СПИД. Это изменило отношение общества к сексу. Из приятного и ни к чему не обязывающего занятия он превратился в нечто опасное.
Кино отреагировало молниеносно. В начале 80-х начали появляться детективные триллеры с элементами эротики. В этих фильмах телесная близость и удовольствие от акта сливались со страхом смерти. Многое пришло в эротический триллер из нуара: главная героиня femme fatal, детективный сюжет, убийство или другое преступление в центре истории, эстетика немецкого экспрессионизма, контровое освещение.
Как и прежде, героини эротического триллера отражали мужской страх перед эмансипированной женщиной 80–90-х и её новой социальной ролью. В таких фильмах традиционный баланс власти в отношениях между мужчиной и женщиной переворачивался. Женщина всегда оказывалась сильнее мужчины, и это многих пугало.
Главные эротические фильмы этого периода
Роковое влечение (Fatal Attraction)
- США, 1987 год.
- Триллер, драма.
- Продолжительность: 1 час 59 минут.
- IMDb: 6,9.
Адвокат Дэн попадает в эротический треугольник. Пока его жена и дочь были в отъезде, он провёл ночь со случайной знакомой с работы — Алекс. Дэн надеялся на лёгкую интрижку, но вскоре понял, что очутился в плену сумасшедшей.
Фильм вышел в 1987 году. Он стал вторым по прибыльности в американском прокате и попадал в десятку лучших по версии Национального совета кинокритиков США. Кассовый успех «Рокового влечения» запустил производство множества других эротических триллеров — их снимали до середины 1990-х.
Основной инстинкт (Basic Instinct)
- США, Франция, 1992 год.
- Триллер, драма, детектив.
- Продолжительность: 2 часа 7 минут.
- IMDb: 7,1.
В 1992 году американский режиссёр Пол Верховен поставил фильм «Основной инстинкт», который стал кульминацией развития эротического триллера.
Вспыльчивый и импульсивный детектив полиции Сан-Франциско Ник расследует убийство рок-звезды. Главная подозреваемая — его подруга и автор детективов Кэтрин. В одной из её книг подробно описано похожее преступление. В ходе расследования у Ника с Кэтрин завязываются отношения. Он выясняет, что в окружении девушки есть множество подозрительных личностей.
Культовой стала сцена фильма, в которой героиня Шэрон Стоун раздвигает ноги на полицейском допросе и показывает детективам свои половые органы. Агрессивная женская сексуальность вызвала у героев-мужчин неоднозначную реакцию — панику, смешанную с желанием.
От других жанровых шедевров «Основной инстинкт» отличает неоднозначный финал, который ставит под вопрос все события фильма и картину мира героев.
Связанные насмерть (Dead Ringers)
- Канада, 1988 год.
- Триллер, драма.
- Продолжительность: 1 час 56 минут.
- IMDb: 7,2.
Отец боди-хоррора Дэвид Кроненберг добавил в эротический триллер элемент кошмара. В фильме «Связанные насмерть» рассказывается о братьях-близнецах, работающих в гинекологической клинике.
Уверенный в себе Эллиот пользуется успехом у женщин и часто вступает в связь с пациентками. Когда они ему надоедают, герой передаёт их более застенчивому Беверли. Но однажды Беверли влюбляется в женщину с мутацией матки. С тех пор равновесие в отношениях между братьями нарушается и они начинают вести себя невменяемо.
Шоссе в никуда (Lost Highway)
- Франция, США, 1996 год.
- Триллер, детектив.
- Продолжительность: 2 часа 14 минут.
- IMDb: 7,6.
На излёте популярности жанра Дэвид Линч снимает одну из своих самых стилистически совершенных картин. Фильм начинается с истории Фреда и Рене. Супружеская пара получает по почте странные фильмы, снятые в их доме. Однажды Фреду приходит запись с убитой Рене, и полицейские тут же его арестовывают. Но Фред исчезает, а вместо него в камере материализуется автомеханик Пит. Пита отпускают, и он решает разобраться в произошедшем. Вскоре герой встречает двойника Рене — Элис.
Запутанный фильм рассказывает о взаимосвязи секса и насилия. Фред узнаёт об измене своей жены и в приступе ревности убивает девушку. Из-за совершённого преступления его разум помутился — на смену герою приходит двойник. Но и он попадает всё в тот же круговорот жестокости.
«Шоссе в никуда» — авторский фильм, который сложно поместить в рамки жанра. Зато он намечает следы его дальнейшей эволюции — уход в подсознание и переосмысление образа роковой женщины.
Время общедоступного интернета и порно (2000-е — настоящее время)
Вышедший в 1995-м фильм «Шоугёлз» от создателей «Основного инстинкта» оглушительно провалился в кинотеатрах. Это означало одно: популярность эротических фильмов пошла на спад, ведь появились общедоступный интернет и порно.
В XXI веке экономика Голливуда сильно изменилась. Теперь она направлена на создание высокобюджетных и прибыльных франшиз по типу Marvel и DC. Успех фильма зависит от его универсальности, которая рассчитывается с помощью алгоритмов. Они учитывают огромное количество данных: от демографии до статистики. Секс всё ещё остаётся табуированной в обществе темой, поэтому эротические фильмы не получают большие бюджеты и остаются в независимом и фестивальном кино.
Когда порнография стала доступна для просмотра, секс превратился из цели повествования в способ. С помощью секса кинематографисты исследуют тёмные стороны души своих героев. Эротика придаёт сюжету ещё больше радикализма и обостряет и без того острые углы. Вот как чаще всего её используют в современности.
Новое французское трансгрессивное кино
Этот жанр зародился во французском кино, но потом проник и в мировое. Трансгрессивное кино реалистично показывает секс и насилие. Главные представители направления — Александр Ажа, Оливье Ассайас, Клер Дени, Брюно Дюмон, Гаспар Ноэ и Катрин Брейя. Эти режиссёры при помощи шокирующих сцен исследуют кризисные состояния не только своих героев, но и общества в целом.
Пианистка (La Pianiste)
- Франция, Австрия, Германия, 2001 год.
- Драма.
- Продолжительность: 2 часа 11 минут.
- IMDb: 7,5.
Михаэль Ханеке — идейный и художественный вдохновитель трансгрессивного кино. Его фильмы часто производят опустошающий эффект на зрителя из-за чрезмерной жестокости и безнадёжности. При этом сам Ханеке — противник насилия, гуманист и пацифист.
В фильме «Пианистка» он исследует сексуальную патологию своей героини Эрики. Она — девственница средних лет, которая живёт с матерью и мечтает о садомазохистском сексуальном опыте. Она встречает Вальтера — молодого человека, который готов осуществить её фантазии. Но результат оказывается совсем не таким, каким представляла себе его Эрика.
Романс Х (Romance)
- Франция, 1999 год.
- Драма, мелодрама.
- Продолжительность: 1 час 24 минуты.
- IMDb: 5,2.
К трансгрессивному кино часто обращались и женщины-режиссёры, например Катрин Брейя и Клер Дени. Они использовали вызывающую сексуальность и шокирующие сцены, чтобы разрушить традиционные представления об отношениях между мужчиной и женщиной.
«Романс Х» рассказывает историю молодой школьной учительницы Мари. Она встречается с Полем, которому совершенно неинтересен секс. Из-за этого разочарованная Мари попадает в череду эротических событий, полностью меняющих её отношение к жизни.
Необратимость (Irréversible)
- Франция, 2002 год.
- Триллер, драма, криминал, детектив, мелодрама.
- Продолжительность: 1 час 39 минут.
- IMDb: 7,3.
Одним из главных фильмов, повлиявших на эротический жанр и трансгрессивное кино, стала «Необратимость» Гаспара Ноэ. Зрителям в обратном порядке рассказывают историю о том, как искали виновного в убийстве женщины.
Фильм начинается с жестоких сцен насилия, после которых многие зрители покидали кинозалы, а заканчивается изображением беззаботной жизни главной героини.
Эротические психологические драмы
Психологические драмы с элементами эротики можно считать естественной эволюцией трансгрессивного жанра. В таком кино откровенные сцены и секс представлены как неотъемлемая часть жизни.
Двуличный любовник (L’amant double)
- Франция, Бельгия, 2017 год.
- Триллер, драма, мелодрама.
- Продолжительность: 1 час 50 минут.
- IMDb: 6,2.
Фильмография Франсуа Озона состоит в основном из эротических драм. «Двуличный любовник» начинается как обычный эротический триллер 80-х об измене и предательстве. Режиссёр намеренно усыпляет бдительность зрителей, чтобы под видом знакомого кино показать что-то новое и шокирующее.
В центре сюжета — модель Хлоя, которая вступает в отношения со своим психоаналитиком Полем. Вскоре он делает девушке предложение. В это же время девушка встречает Луи — брата-близнеца Поля — и узнаёт о неприглядных секретах его семьи.
Истории секс-работниц
Порно постепенно становилось частью жизни общества, поэтому в кино начали появляться истории секс-работников — производственные драмы, рассказы о взрослении и погружении в новый мир или истории о личностном кризисе.
X
- США, Новая Зеландия, 2022 год.
- Ужасы.
- Продолжительность: 1 час 45 минут.
- IMDb: 6,5.
Ретрохоррор Тая Уэста, который он стилизовал под типичный слэшер 70-х. Согласно канонам этого жанра, у женских персонажей были такие типажи: девственница и соблазнительница. Как правило, в конце выживала только девственница.
Уэст помещает в центр сюжета команду, которая снимает порно. Становится понятно, что тут девственницу не найти. Главная героиня Максин (Миа Гот) — начинающая звезда фильмов для взрослых, она мечтает о славе и популярности. Её не остановит даже безумный маньяк и парочка трупов на пути.
Красная ракета (Red Rocket)
- США, 2021 год.
- Драма, комедия.
- Продолжительность: 2 часа 10 минут.
- IMDb: 7,1.
Фильмы Шона Бэйкера часто рассказывают о маргиналах. При этом герои его фильмов всегда вызывают сочувствие, а не осуждение. Как правило, они — не выросшие дети, оказавшиеся в сложных обстоятельствах.
Главный герой «Красной ракеты» — бывший порноактёр Майки по прозвищу «мистер Голливуд». Он возвращается в родной город, чтобы начать жизнь заново, ведь порноиндустрия отправила его на пенсию. Однако вскоре Майки обнаруживает, что его многочисленные регалии вроде награды за «самую продолжительную эрекцию» не помогут найти работу в Техасе.
Удовольствие (Pleasure)
- Швеция, Нидерланды, Франция, 2021 год.
- Драма.
- Продолжительность: 1 час 49 минут.
- IMDb: 6,3.
Режиссёр Нинья Тюберг провела исследование порноиндустрии в Лос-Анджелесе и поставила по его мотивам фильм. По сюжету шведка Линнеи переезжает в город грёз, берёт себе псевдоним Белла Черри и начинает пробиваться в мир порнобизнеса. Но оказывается, что им правит не удовольствие, а рыночные отношения.
Как менялось эротическое кино: коротко
- 1895–1930 годы. Отношение к сексу формирует религия. Половые отношения на экране под негласным запретом.
- 1940–1950 годы. Голливуд, главный законодатель тенденций в кино по всему миру, связан цензурным «Кодексом Хейса». Кинематографистам приходится ухищряться, чтобы включить интимные связи в сюжет. Самый популярный жанр — нуар. Что смотреть: «Двойная страховка», «Сансет бульвар».
- 1970–1985 годы. Время сексуальной революции. Появляется жанр порношик — фильмы с откровенным содержанием. Что смотреть: «Грустное кино», «Глубокая глотка», «Эммануэль», «Последнее танго в Париже».
- 1985–1995 годы. После открытия СПИДа секс начинает ассоциироваться с чем-то смертельно опасным. Режиссёры снимают эротические триллеры. Что смотреть: «Роковое влечение», «Основной инстинкт», «Связанные насмерть», «Шоссе в никуда».
- 2000 год — настоящее время. Эротический жанр в кино сходит на нет после появления интернета и доступного порно. Теперь секс — не цель повествования, а способ проиллюстрировать внутренний мир героев. Что смотреть: «Пианистка», «Романс Х», «Необратимость», «Двуличный любовник», «Х», «Красная ракета», «Удовольствие».
Контент 18+ 🍓 10 самых странных и нелепых сцен секса в кино 22 фильма про секс, которые не только возбуждают, но и заставляют задуматься Секс в СССР был: 13 советских фильмов с очень откровенными сценами 15 очень напряжённых и откровенных эротических триллеров