Экранизация любимой многими сказочной повести скорее расстраивает, чем радует.
1 января в кинопрокат вышел фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» — экранизация известной сказочной повести Александра Волкова о приключениях девочки Элли и её пса Тотошки в Волшебной стране.
Картину поставил Игорь Волошин — разносторонний автор, среди работ которого есть и хоррор «Медея», и байопик про Фёдора Конюхова «Повелитель ветра», и сериал «Физрук». Сам режиссёр утверждает, что для всех его произведений характерен «побег от реализма». Так что обращение Волошина к сказкам, которые часто появляются на российских экранах в последние годы, было лишь вопросом времени.
Режиссёр взялся не просто за какое-то малоизвестное произведение, а за сказочный цикл Волкова, на котором выросло не одно поколение россиян. У Волошина большие планы — он собирается сделать из «Волшебника» масштабную франшизу. В первой части, например, зрители так и не увидят Гудвина. Кто сыграет Великого и Ужасного, до сих пор остаётся загадкой.
Сюжет фильма следует первой половине книги «Волшебник Изумрудного города»
Злая колдунья Гингема (Василина Маковцева) насылает на Землю смертельный ураган. Добрая волшебница Виллина (Александра Богданова) перенаправляет стихию на пустой фургон и придавливает им Гингему.
Правда, вскоре оказывается, что в этом фургоне пряталась маленькая девочка Элли (Екатерина Червова) и её пёс Тотошка. За мгновение до урагана Элли поссорилась с родителями — им не нравилось, что дочь слишком много времени проводит в интернете. Обиженная девочка забралась в фургон, чтобы отыскать спрятанный отцом телефон, и перенеслась в Волшебную страну. Попутно она случайно освободила населяющих её жевунов от тирании Гингемы, а Тотошка внезапно обрёл дар речи.
Вскоре оказалось, что Виллина не может вернуть девочку домой. Волшебница посоветовала ей обратиться к Великому и Ужасному Гудвину. Но тот поставил условие: Элли должна помочь трём волшебным существам исполнить их заветные желания.
Девочка отправляется в путь по дороге из жёлтого кирпича и встречает там всем известных героев. Пугало Страшилу, которому необходимы мозги. Стального Дровосека, мечтающего о сердце. И Трусливого Льва — короля зверей без храбрости. Все вместе они будут отбиваться от нападок злой колдуньи Бастинды (Светлана Ходченкова) — сестры Гингемы. Ей очень нужны серебряные туфельки, которые Элли забрала из логова родственницы.
«Дорога из жёлтого кирпича» — слишком аккуратная и скучная экранизация сказки
Создатели обещали показать вольную интерпретацию книги с новой проблематикой, которая будет понятна современному зрителю. Но опоздали с актуальностью лет на десять. Причиной всех бед главной героини становится зависимость от смартфона.
Другая вольность, которую позволили себе сценаристы, — это диалоги с мемными фразами вроде «У меня лапки», «Год был трудный» и «Ничего себе релокация». Правда, пока фильм выходил, шутки уже успели устареть. Поэтому подобные отсылки чаще вызывают не улыбку, а укол стыда. Даже интересно, что будет ждать зрителей во второй части. Квадроберы?
В остальном же сюжетная структура фильма не слишком отличается от эталонной адаптации «Волшебника страны Оз» 1939 года. Только в версии Волошина сильно расширена линия антагонистов. В какой-то момент даже стирается граница между главными и второстепенными персонажами — так много у злой волшебницы Бастинды экранного времени. И это неудивительно, ведь Светлана Ходченкова создала, пожалуй, самого объёмного и достоверного персонажа в фильме.
Её героиня — это такая выросшая, но не повзрослевшая версия Элли. Бастинда — капризная, инфантильная, властолюбивая женщина, привыкшая быстро получать желаемое. Обычная девочка, которая пытается отобрать у соперницы в песочнице понравившиеся туфельки. Кстати, вторая часть «Волшебника» называется «Злая ведьма» — не исключено, что создатели пойдут по пути «Малефисенты» и раскроют злодейку с другой стороны. Слишком уж много у персонажа потенциала.
Главная героиня Элли не вызывает сочувствия
Культовая экранизация «Волшебника» 1939 года с Джуди Гарленд прославилась благодаря новой системе окрашивания «Техниколор» и галлюциногенному буйству красок на экране. Конфликт фильма строился на противопоставлении двух миров: серой реальности и разноцветной волшебной страны. Так недовольная своей жизнью Дороти сбегала из неказистого настоящего мира в сказку, где и сама становилась особенной, нужной и всеми любимой.
В случае с «Дорогой из жёлтого кирпича» остаётся непонятным, почему именно эта Элли попадает в Волшебную страну. Авторы тщательно выписывают идиллическую семейную картину, в которой девочка — капризный, эгоистичный, избалованный ребёнок, часто жертвующий другими ради себя. Такой героиня и остаётся до конца.
Переосмысление ценностей должно было произойти, когда Льву — новому другу Элли — грозила смертельная опасность. Но всё, что делает девочка в этот момент, — сильно просит о помощи королеву мышей. Её лихорадочные попытки спасения выглядят скорее не как жертва, а как очередной каприз. Изменений в характере героини не происходит — возможно, авторы припасли их на следующие фильмы.
По логике, прописанной сценаристами, Элли должна была оказаться не в сказке, ведь она не читает книжек, а, скорее, в интернете. И столкнуться там, например, с буллингом и троллями, а после всего этого захотеть домой.
Сказочные спутники Элли не обладают характером и харизмой
Отчасти это вина разнородного дизайна персонажей и слишком большой ставки на компьютерную графику. Она использовалась для создания Льва и королевы мышей Рамины. Но если в дизайне Рамины прослеживается хоть какая-то сказочность — у неё есть корона и посох, то Лев — это просто гиперреалистичный зверь из видео National Geographic.
Дровосека и Страшилу играют Юрий Колокольников и Евгений Чумак в неплохих ростовых костюмах. Правда, не совсем ясен смысл такого решения, ведь наряды скрывают и пластику, и мимику актёров. Основную работу Колокольников и Чумак проделали скорее после съёмок — на озвучке.
Тотошку сыграли сразу два джек-рассел-терьера Уджер и Нек — они безупречно справились со своими обязанностями.
В итоге эта странная мозаика из CGI, дрессированных животных и актёров в костюмах совсем не складывается в единую концепцию. Происходящее на экране немного напоминает детский утренник с изрядной долей неприкрытого морализаторства. Хотя такой подход — свойство многих российских детских фильмов. Их создатели привыкли разговаривать со своей аудиторией не образами, а дидактическими фразами вроде «В телефоне много сидеть нельзя», «Предательство — это плохо», «Главное — дружба» и так далее.
Гораздо харизматичнее на фоне главных героев смотрятся отрицательные персонажи — уже упомянутая Бастинда и Урфин Джюс в исполнении Дмитрия Чеботарёва. Ведь этим актёрам оставили открытые лица, на которых заметны эмоции. Да и выглядят персонажи гораздо интереснее. У Бастинды нет бровей и ресниц, что делает её ещё более зловещей. А Урфин Джюс в цилиндре напоминает злодея из мира Тима Бёртона.
Путь героев — всего лишь череда сценок на фоне зелёного экрана
Основные съёмки фильма проходили в павильонах Москвы и Подмосковья, а ещё нескольких эпизодов — в Дагестане. Но создать ощущение большого путешествия и открытого пространства не получилось даже с помощью натурных съёмок.
Персонажи не устают, не едят и не отдыхают, а студийная лампа всегда радостно светит им в лицо, так что ни от жары, ни от холода они тоже не страдают. Поэтому теряется ощущение времени, которое обычно сопутствует любому путешествию. Тут вновь приходится вспоминать о детском утреннике: герои перемещаются между декорациями, зачитывают свой текст и идут дальше.
Создатели попробовали придать остроты скучноватому диалоговому сценарию на постпродакшене и сделали супердинамичный монтаж. Склейки чередуются со скоростью один кадр в секунду так, что головокружение начинает ощущаться даже в спокойных разговорных сценах. А в экшен-эпизодах порой даже сложно разобраться, что вообще происходит на экране. Особенно в сцене драки с Людоедом или в битве с саблезубыми тиграми.
«Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» — совершенно не обязательный к просмотру фильм
Это очередной продюсерский проект из плеяды сказок, который создали только ради монетизации зрительской ностальгии. Вряд ли франшиза Игоря Волошина станет культовой, но наверняка соберёт хорошую кассу на праздниках.
Для этого у фильма есть все составляющие: знакомая история в основе, популярные российские актёры в касте и бюджет на рекламу. При этом картине недостаёт хорошего сценария, нестандартного художественного решения, юмора и хотя бы толики фантазии.
Больше подборок о кино 🔥 10 лучших рождественских хорроров и триллеров, чтобы пощекотать нервы на праздник 10 терапевтичных фильмов, которые могут заменить поход к психологу 10 зарубежных экранизаций сказок, которые перенесут вас в волшебные миры