Приготовьтесь, что великий поэт читает рэп и играет в теннис с императором.
14 февраля в российский прокат выходит «Пророк: История Александра Пушкина» — биографический фильм про «солнце русской поэзии» и вообще «наше всё». «Пророка» уже заранее можно назвать одной из самых обсуждаемых отечественных картин года. К тому же главную роль в ней сыграл номинант на «Оскар» и «Золотой глобус» Юра Борисов.
Но не стоит ждать от новинки полноценного пересказа биографии Пушкина, который заменит учебник по литературе. Режиссёр Феликс Умаров снял мюзикл, способный разозлить снобов и порадовать любителей яркости и провокаций.
Сюжет фильма «Пророк: История Александра Пушкина»
Картина кратко пересказывает несколько основных этапов жизни Александра Пушкина. Действие начинается в лицейские годы, когда начинающий поэт бунтует против строгих порядков. Повзрослев, он становится любимцем княгини Голицыной и другом Василия Жуковского — они защищают бунтаря от гонений. Однако несдержанное поведение приводит Пушкина к ссылке.
Поэт создаёт произведения, которым суждено стать великими, а по возвращении в Петербург неожиданно знакомится с самим императором. Теперь у Пушкина новая мечта — он хочет жениться на Наталье Гончаровой.
На самом деле пересказывать сюжет почти нет смысла: он вкратце следует знакомой всем биографии. Гораздо важнее, как это показывают.
«Пророк» — скорее провокация, чем биография
На постерах и прочих промоматериалах фильма два имени, которые знает буквально каждый. Юру Борисова обсуждают уже пару лет, а последние два месяца он и вовсе захватил все киносайты и соцсети. Александра Сергеевича же любой помнит ещё со школьных времён. К рекламной кампании добавляется ещё и пафосная премьера картины в Михайловском театре, где со сцены что-то рассказывал Никита Сергеевич Михалков, выступивший продюсером фильма.
Заранее создаётся впечатление, что на экране представят нечто монументальное и грандиозное. Тут-то «Пророк» и начинает подшучивать над своим зрителем. Несмотря на громкие имена, не стоит забывать, что эта картина — полнометражный дебют Феликса Умарова. Раньше он снимал рекламы и клипы, а потом перешёл к сериалам.
Мало того — таких важных персонажей, как Наталья Гончарова, Иван Пущин и Жорж Шарль Дантес, играют далеко не самые известные актёры (в роли последнего — настоящий француз). То есть «Пророк» — не базовый эпик от условного Бондарчука, а первый опыт, эксперимент.
Это не призыв занизить ожидания и делать скидку на неопытность — качеству постановки тут могут позавидовать многие звёзды режиссуры. А просто предупреждение, что фильм Умарова скорее иронизирует над традициями жанра, нежели следует им. И в этом есть смысл: прямо сейчас в прокате идут байопики про Марию Каллас и Боба Дилана, совсем недавно провалилась биография Робби Уильямса. Однотипных картин стало уже слишком много, нужно как-то выделяться в этом потоке.
И потому Умаров обращается скорее к идеям «Гамильтона» или даже «Листомании» — историй, в которых пытались показать классиков не бронзовыми статуями, в прямом и переносном смысле, а живыми персонажами, понятными людям конца XX и начала XXI века.
Перед премьерой режиссёр точнее всего определил возможные эмоции от фильма, сказав, что первые 10 минут будет немного некомфортно, а дальше втягиваешься. И действительно, когда во вступительной сцене юный Пушкин вдруг начинает читать рэп и залезает на парту, словно в каком-то клипе с MTV, хочется записать в черновик слово «кринж». Но когда дело доходит до чтения оды «Вольность» на балу у Голицыной, этот ход уже выглядит почти органично.
И действительно: поэт, публично декламирующий стихи, — архаизм из книг и кино. В современном мире самопрезентация вполне могла бы выглядеть именно так. Подобная подача настраивает на не слишком серьёзный тон повествования: пусть история Пушкина состоит из клипов и будет слегка комичной. Раз уж даже Ференца Листа когда-то показали рок-звездой, то и великому поэту не стыдно предстать современным и забавным.
«Пророк: История Александра Пушкина» получился эмоциональным
К счастью, такое хулиганство не отбирает у «Пророка» главного — искренности и эмоциональности. Отчасти даже наоборот — даёт авторам свободу показывать Пушкина не только великим автором, бунтарём и «солнцем русской поэзии», но и… человеком.
Можно посетовать, что Умаров пытается захватить слишком много важных моментов из жизни героя, поэтому некоторые этапы биографии проскакивает буквально на бегу. Но это — возможность провести экранного Пушкина через все этапы становления: от повесы и соблазнителя до слишком замкнутого домоседа. Тут, конечно, и раскрывается талант Юры Борисова.
Никто не спорит, что портретно он не похож на свой прототип, но для художественного переосмысления это не всегда принципиально. Гораздо важнее, что Юра одинаково хорош как в сценах попоек под внезапный саундтрек The Hatters и флирта с графиней Воронцовой, так и в моменты скорби по Пущину или ревности.
Причём фильм при всей своей клиповости не распадается на отдельные сцены: к концу станет понятно, что режиссёр ведёт персонажа к известному всем трагическому финалу. Пушкин видит в Дантесе отражение своих молодых лет, но ничего не может поделать со своей горячностью. К тому же поэт убеждён, что полученное ещё в юности пророчество убережёт его от беды.
Но фильм держится не только на Борисове. Химия отношений Пушкина с Гончаровой, которую играет Алёна Долголенко, просто великолепна. Его общение с Пущиным в исполнении Ильи Виногорского — действительно встреча друзей, а не просто сцена с персонажами в костюмах.
Во многом тут, опять же, срабатывает факт, что герои говорят довольно современным языком и ведут себя как понятные нам люди. Наверняка именно на это будут ругаться чуть ли не больше, чем на рэп и танцы. Но такой подход позволяет погрузиться в переживания, а не просто наблюдать пересказ всем известных фактов.
Фильм просто весёлый и красивый
Есть множество клипмейкеров и создателей рекламы, которые превратились в кинорежиссёров. Конечно, сравнивать Феликса Умарова с Дэвидом Финчером, Мишелем Гондри или Антоном Корбайном — непозволительное преувеличение. Но всё-таки интересно, что «Пророк» выходит спустя месяц после «Последнего ронина» Макса Шишкина — жанрового эксперимента от автора, который перепрофилировался подобным же образом.
В такой смене профессии можно заметить важную тенденцию: люди, пришедшие из индустрии музыкальных видео и рекламы, привыкли захватывать зрителя яркой и динамичной картинкой, полагаясь именно на визуальный ряд, а не на текстовые разъяснения.
Поэтому даже если «Пророк» вызовет отторжение как попытка рассказать историю Пушкина, он останется забавным экспериментом в плане современного мюзикла и набора ярких сцен. Умаров не просто заставляет героев петь и танцевать и снимает то настоящий, то фэнтезийный Петербург, Михайловское и прочие красивые локации. Он пытается визуализировать чувства персонажей в различные определяющие моменты жизни.
Именно поэтому юный Пушкин лезет на парту, а чуть повзрослевший — переодевается в костюм шута: вероятно, так себя и чувствует персонаж в роли любовника графини.
Тут авторов можно обвинить в банальности — далеко не все ходы выглядят свежо. Поэт погружается в творчество и буквально существует в нарисованном графикой мире своих произведений, где из воды восстаёт Медный всадник. Немного вторично, хотя всё-таки значительно лучше, чем показать его постоянно сидящим за столом и пишущим.
Внезапная сцена игры в теннис с императором — аллегория на словесную дуэль и перекидывание ответственности. Уместна ли эта сцена? Сложный вопрос. Работает ли? Да, и отлично. И даже эпизод в конторе Бенкендорфа — персонажа, которого делают главным злодеем истории, — выглядит далеко не так нелепо, как звучит по описанию. Поэт и чиновник по очереди читают речитатив, где мешают стихи Пушкина и диалог о судьбах страны. Звучит странно. Но ведь все когда-то полюбили неожиданные сочетания времён и жанров в «Мулен Руж» и «Великом Гэтсби», почему бы не принять их и здесь?
Да и в целом авторы идут на ироничный ход и завязывают восприятие своей судьбы поэтом на мистической истории с гадалкой. Это добавляет сюжету лёгкий налёт если не мистицизма, то хотя бы суеверий.
Конечно же, восприятие «Пророка» сильно зависит от того, с каким настроением вы пойдёте смотреть фильм. Картину можно легко и с удовольствием ругать, чем наверняка займутся некоторые критики и зрители. Это действительно хулиганский, где-то даже провокационный и немного лубочный фильм, который превращает историю великого человека в балаган.
Но наверняка среди зрителей есть и те, кому поднадоели слишком серьёзные биографии и пересказы классики. Те, кто полюбил новую версию «Мастера и Маргариты» со стимпанковской Москвой больше, чем «Онегина», пересказывавшего учебник литературы. Те, чьи любимые байопики последних лет — «Даааааали!» и «Странный Эл».
Если вы готовы выбросить из головы вбитые с детства пафосные слова про «наше всё» и увидеть в Пушкине не карикатуру, а живого и понятного человека, то «Пророк» имеет все шансы вам понравиться. Ведь на фоне странных песен его трагическая смерть здесь показана даже лучше, чем в «Последней дуэли», а спорные отношения с властью идут лейтмотивом через всю историю.
Заглядывайте сюда 🎬 Что посмотреть кроме «Аноры» с Юрой Борисовым — номинантом на «Оскар-2025» 7 фильмов о российских поэтах, которые стоит посмотреть 20 биографических фильмов, которые захватывают не меньше придуманных историй