21.02.2025

«Пророк: История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым — безумный мюзикл, который легко ругать, но лучше полюбить

Приготовьтесь, что великий поэт читает рэп и играет в теннис с императором.

«Пророк: История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым — безумный мюзикл, который легко ругать, но лучше полюбить

14 февраля в российский прокат выходит «Пророк: История Александра Пушкина» — биографический фильм про «солнце русской поэзии» и вообще «наше всё». «Пророка» уже заранее можно назвать одной из самых обсуждаемых отечественных картин года. К тому же главную роль в ней сыграл номинант на «Оскар» и «Золотой глобус» Юра Борисов.

Но не стоит ждать от новинки полноценного пересказа биографии Пушкина, который заменит учебник по литературе. Режиссёр Феликс Умаров снял мюзикл, способный разозлить снобов и порадовать любителей яркости и провокаций.

Сюжет фильма «Пророк: История Александра Пушкина»

Картина кратко пересказывает несколько основных этапов жизни Александра Пушкина. Действие начинается в лицейские годы, когда начинающий поэт бунтует против строгих порядков. Повзрослев, он становится любимцем княгини Голицыной и другом Василия Жуковского — они защищают бунтаря от гонений. Однако несдержанное поведение приводит Пушкина к ссылке.

Поэт создаёт произведения, которым суждено стать великими, а по возвращении в Петербург неожиданно знакомится с самим императором. Теперь у Пушкина новая мечта — он хочет жениться на Наталье Гончаровой.

На самом деле пересказывать сюжет почти нет смысла: он вкратце следует знакомой всем биографии. Гораздо важнее, как это показывают.

«Пророк» — скорее провокация, чем биография

На постерах и прочих промоматериалах фильма два имени, которые знает буквально каждый. Юру Борисова обсуждают уже пару лет, а последние два месяца он и вовсе захватил все киносайты и соцсети. Александра Сергеевича же любой помнит ещё со школьных времён. К рекламной кампании добавляется ещё и пафосная премьера картины в Михайловском театре, где со сцены что-то рассказывал Никита Сергеевич Михалков, выступивший продюсером фильма.

«Пророк: История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым — безумный мюзикл, который легко ругать, но лучше полюбить

Заранее создаётся впечатление, что на экране представят нечто монументальное и грандиозное. Тут-то «Пророк» и начинает подшучивать над своим зрителем. Несмотря на громкие имена, не стоит забывать, что эта картина — полнометражный дебют Феликса Умарова. Раньше он снимал рекламы и клипы, а потом перешёл к сериалам.

Мало того — таких важных персонажей, как Наталья Гончарова, Иван Пущин и Жорж Шарль Дантес, играют далеко не самые известные актёры (в роли последнего — настоящий француз). То есть «Пророк» — не базовый эпик от условного Бондарчука, а первый опыт, эксперимент.

Это не призыв занизить ожидания и делать скидку на неопытность — качеству постановки тут могут позавидовать многие звёзды режиссуры. А просто предупреждение, что фильм Умарова скорее иронизирует над традициями жанра, нежели следует им. И в этом есть смысл: прямо сейчас в прокате идут байопики про Марию Каллас и Боба Дилана, совсем недавно провалилась биография Робби Уильямса. Однотипных картин стало уже слишком много, нужно как-то выделяться в этом потоке.

«Пророк: История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым — безумный мюзикл, который легко ругать, но лучше полюбить

И потому Умаров обращается скорее к идеям «Гамильтона» или даже «Листомании» — историй, в которых пытались показать классиков не бронзовыми статуями, в прямом и переносном смысле, а живыми персонажами, понятными людям конца XX и начала XXI века.

Перед премьерой режиссёр точнее всего определил возможные эмоции от фильма, сказав, что первые 10 минут будет немного некомфортно, а дальше втягиваешься. И действительно, когда во вступительной сцене юный Пушкин вдруг начинает читать рэп и залезает на парту, словно в каком-то клипе с MTV, хочется записать в черновик слово «кринж». Но когда дело доходит до чтения оды «Вольность» на балу у Голицыной, этот ход уже выглядит почти органично.

И действительно: поэт, публично декламирующий стихи, — архаизм из книг и кино. В современном мире самопрезентация вполне могла бы выглядеть именно так. Подобная подача настраивает на не слишком серьёзный тон повествования: пусть история Пушкина состоит из клипов и будет слегка комичной. Раз уж даже Ференца Листа когда-то показали рок-звездой, то и великому поэту не стыдно предстать современным и забавным.

«Пророк: История Александра Пушкина» получился эмоциональным

К счастью, такое хулиганство не отбирает у «Пророка» главного — искренности и эмоциональности. Отчасти даже наоборот — даёт авторам свободу показывать Пушкина не только великим автором, бунтарём и «солнцем русской поэзии», но и… человеком. 

«Пророк: История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым — безумный мюзикл, который легко ругать, но лучше полюбить

Можно посетовать, что Умаров пытается захватить слишком много важных моментов из жизни героя, поэтому некоторые этапы биографии проскакивает буквально на бегу. Но это — возможность провести экранного Пушкина через все этапы становления: от повесы и соблазнителя до слишком замкнутого домоседа. Тут, конечно, и раскрывается талант Юры Борисова. 

Никто не спорит, что портретно он не похож на свой прототип, но для художественного переосмысления это не всегда принципиально. Гораздо важнее, что Юра одинаково хорош как в сценах попоек под внезапный саундтрек The Hatters и флирта с графиней Воронцовой, так и в моменты скорби по Пущину или ревности.

Причём фильм при всей своей клиповости не распадается на отдельные сцены: к концу станет понятно, что режиссёр ведёт персонажа к известному всем трагическому финалу. Пушкин видит в Дантесе отражение своих молодых лет, но ничего не может поделать со своей горячностью. К тому же поэт убеждён, что полученное ещё в юности пророчество убережёт его от беды.

«Пророк: История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым — безумный мюзикл, который легко ругать, но лучше полюбить

Но фильм держится не только на Борисове. Химия отношений Пушкина с Гончаровой, которую играет Алёна Долголенко, просто великолепна. Его общение с Пущиным в исполнении Ильи Виногорского — действительно встреча друзей, а не просто сцена с персонажами в костюмах. 

Во многом тут, опять же, срабатывает факт, что герои говорят довольно современным языком и ведут себя как понятные нам люди. Наверняка именно на это будут ругаться чуть ли не больше, чем на рэп и танцы. Но такой подход позволяет погрузиться в переживания, а не просто наблюдать пересказ всем известных фактов.

Фильм просто весёлый и красивый

Есть множество клипмейкеров и создателей рекламы, которые превратились в кинорежиссёров. Конечно, сравнивать Феликса Умарова с Дэвидом Финчером, Мишелем Гондри или Антоном Корбайном — непозволительное преувеличение. Но всё-таки интересно, что «Пророк» выходит спустя месяц после «Последнего ронина» Макса Шишкина — жанрового эксперимента от автора, который перепрофилировался подобным же образом. 

«Пророк: История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым — безумный мюзикл, который легко ругать, но лучше полюбить

В такой смене профессии можно заметить важную тенденцию: люди, пришедшие из индустрии музыкальных видео и рекламы, привыкли захватывать зрителя яркой и динамичной картинкой, полагаясь именно на визуальный ряд, а не на текстовые разъяснения.

Поэтому даже если «Пророк» вызовет отторжение как попытка рассказать историю Пушкина, он останется забавным экспериментом в плане современного мюзикла и набора ярких сцен. Умаров не просто заставляет героев петь и танцевать и снимает то настоящий, то фэнтезийный Петербург, Михайловское и прочие красивые локации. Он пытается визуализировать чувства персонажей в различные определяющие моменты жизни. 

Именно поэтому юный Пушкин лезет на парту, а чуть повзрослевший — переодевается в костюм шута: вероятно, так себя и чувствует персонаж в роли любовника графини.

«Пророк: История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым — безумный мюзикл, который легко ругать, но лучше полюбить

Тут авторов можно обвинить в банальности — далеко не все ходы выглядят свежо. Поэт погружается в творчество и буквально существует в нарисованном графикой мире своих произведений, где из воды восстаёт Медный всадник. Немного вторично, хотя всё-таки значительно лучше, чем показать его постоянно сидящим за столом и пишущим.

Внезапная сцена игры в теннис с императором — аллегория на словесную дуэль и перекидывание ответственности. Уместна ли эта сцена? Сложный вопрос. Работает ли? Да, и отлично. И даже эпизод в конторе Бенкендорфа — персонажа, которого делают главным злодеем истории, — выглядит далеко не так нелепо, как звучит по описанию. Поэт и чиновник по очереди читают речитатив, где мешают стихи Пушкина и диалог о судьбах страны. Звучит странно. Но ведь все когда-то полюбили неожиданные сочетания времён и жанров в «Мулен Руж» и «Великом Гэтсби», почему бы не принять их и здесь? 

Да и в целом авторы идут на ироничный ход и завязывают восприятие своей судьбы поэтом на мистической истории с гадалкой. Это добавляет сюжету лёгкий налёт если не мистицизма, то хотя бы суеверий.

«Пророк: История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым — безумный мюзикл, который легко ругать, но лучше полюбить

Конечно же, восприятие «Пророка» сильно зависит от того, с каким настроением вы пойдёте смотреть фильм. Картину можно легко и с удовольствием ругать, чем наверняка займутся некоторые критики и зрители. Это действительно хулиганский, где-то даже провокационный и немного лубочный фильм, который превращает историю великого человека в балаган. 

Но наверняка среди зрителей есть и те, кому поднадоели слишком серьёзные биографии и пересказы классики. Те, кто полюбил новую версию «Мастера и Маргариты» со стимпанковской Москвой больше, чем «Онегина», пересказывавшего учебник литературы. Те, чьи любимые байопики последних лет — «Даааааали!» и «Странный Эл». 

Если вы готовы выбросить из головы вбитые с детства пафосные слова про «наше всё» и увидеть в Пушкине не карикатуру, а живого и понятного человека, то «Пророк» имеет все шансы вам понравиться. Ведь на фоне странных песен его трагическая смерть здесь показана даже лучше, чем в «Последней дуэли», а спорные отношения с властью идут лейтмотивом через всю историю. 

Заглядывайте сюда 🎬 Что посмотреть кроме «Аноры» с Юрой Борисовым — номинантом на «Оскар-2025» 7 фильмов о российских поэтах, которые стоит посмотреть 20 биографических фильмов, которые захватывают не меньше придуманных историй