Разбираемся, сколько раз может ошибиться подрывник и какой провод резать, чтобы не взлететь на воздух.
1. Мина взрывается, когда с неё убираешь ногу
Фрагмент фильма «Kingsman: Золотое кольцо»
Существует распространённое заблуждение, которое встречается в каждом втором фильме о войне. Якобы противопехотная мина активируется, когда оказавшийся рядом солдат наступает на неё. Затем ждёт, пока тот уберёт ногу. И только потом решает взорваться.
Эта конструкторская особенность киношных детонаторов создаёт чрезвычайно напряжённые сцены. Какой‑нибудь незадачливый боец встаёт нечаянно на мину и в последний момент замечает это. И ему приходится сохранять неподвижность, пока сапёры не спасут его. Иногда это выливается в несколько часов ожидания. Либо же герой может пожертвовать собой, после того как его товарищи покинут зону поражения. Естественно, особо торопиться им не приходится.
В фильме «Kingsman: Золотое кольцо» спецагент Мерлин, стоя на мине, успел целиком спеть Country Roads. Так он привлёк врагов поближе, чтобы захватить их с собой на тот свет.
Однако в реальности мины предназначены не для того, чтобы заставлять противников стоять неподвижно, а чтобы убивать и увечить их. Когда человек активирует взрыватель, заряд сдетонирует независимо от того, останется солдат на месте или попытается убежать. Единственный способ увеличить свои шансы на выживание — упасть лицом на землю подальше от мины и закрыть уши и голову руками. Так есть небольшая возможность, что вас не сильно посечёт осколками.
Многие люди неправильно представляют принцип работы мин. Противопехотные снаряды действительно детонируют с небольшой задержкой — в 3–5 секунд: чтобы за это время больше идущих цепью солдат оказалось в зоне поражения. Но если замереть на мине, она всё равно рванёт через этот же промежуток.
И да, заряды, срабатывающие на снятие нагрузки, действительно существуют. Например, МС‑3 («мина‑сюрприз»). Но применяются они не против пехоты, а против сапёров противника. Пихаем такую штуку в лунку, поверх устанавливаем противотанковый фугас. Минёр подходит, чтобы расчистить путь для техники, снимает фугас, и ловушка под ним срабатывает. Подрывник отправляется в лучший мир, а заложившие «подарок» зловеще хихикают и потирают руки.
2. Надо резать красный провод
Фрагмент фильма «Бойцовский клуб»
Обычно в популярной культуре процесс обезвреживания мины или бомбы выглядит так. Сапёр осторожно ковыряется в её внутренностях, пока остальные взволнованно переминаются с ноги на ногу. Затем профессионал наконец добирается до запрятанных в недрах взрывного устройства проводков. Он перерезает красный, и устройство деактивируется.
Если это решение покажется вам слишком очевидным, помните: противник знал, что вы так подумаете. Поэтому не трогайте синий провод. Режьте красный!
В реальности же не существует никаких официальных регламентов, как и какие элементы во взрывных устройствах маркировать. Нормальные мины никакими цветными проводами, головоломками и тем более циферблатами, ведущими отсчёт до взрыва, не снабжаются. Вместо всего этого добра там обычный механический или химический детонатор. Задача конструкторов — затруднить обезвреживание снаряда, а не испытать навыки сапёра.
3. Все мины непременно обезвреживают
Гуманитарные сапёры, которые зачищают территории от оставленных там боеприпасов, после того как вооружённый конфликт закончен, так и делают. Но военные подрывники с минами особо не церемонятся.
Некоторые конструкции вообще невозможно вскрыть, потому что внутри у них датчики давления или иные средства защиты. Так что, вопреки тому, что нам показывают в кино, в большинстве случаев при разминировании местности устройства просто подрывают специальными зарядами или минными тралами.
Кроме того, обнаруженные мины иногда вообще не трогают, чтобы не привлекать внимание противника. Иначе тот может поставить новые «подарочки» поверх уже обезвреженных. Так что снаряды оставляют, а затем просто отмечают их на карте. Чтобы личный состав знал, куда ходить, а куда лучше не надо.
Любопытный факт: берега Фолклендских островов со времён войны 1982 года между Аргентиной и Великобританией долгое время были просто усеяны минами. Из‑за этого те места стали необитаемыми и их заселили пингвины, размножившиеся сверх меры.
Просто веса птицы не хватает, чтобы сдвинуть взрыватель.
Получились спонтанные заповедники, куда, несмотря на риск, устремились полчища экотуристов. Поэтому Британия бросилась разминировать территорию. И к 2020 году острова полностью очистили от снарядов. Туристы ликовали. А вот пингвины, скорее всего, расстроились. Им мины явно принесли больше пользы, чем неприятностей.
4. Кто мину задел — не жилец
Фрагмент фильма «Солдаты неудачи»
На самом деле противопехотные мины, как бы странно это ни звучало, не особо рассчитаны на то, чтобы убивать людей. Их основная задача — калечить.
Согласно статистике, собранной хирургами Канадской королевской медицинской службы, большинство жертв противопехотных мин переносят различные ампутации, но остаются в живых.
В этом есть своя жестокая логика.
Если просто уничтожить солдата, то его товарищи пойдут воевать дальше. Но если тяжело ранить его, им придётся присматривать за пострадавшим, защищать бойца и оказывать ему медицинскую помощь. И группа будет вынуждена тащить несчастного обратно в лагерь, так что она откажется от выполнения боевой задачи.
Кроме того, большое число покалеченных людей увеличивает нагрузку на медицинские, логистические и эвакуационные части вооружённых сил. Лечить, выводить из региона боевых действий и содержать за счёт государства потерявшего трудоспособность солдата намного дороже, чем просто похоронить с почестями. А война зачастую выигрывается не оружием, а экономикой.
5. Мина зловеще пикает и взрывается с огромным облаком пламени
В Голливуде принято устраивать большие взрывы, каким бы тротиловым эквивалентом ни обладал тот или иной боеприпас. Граната на растяжке, противопехотная мина, осколочный заряд — всё взлетает с огромным облаком огня, сносит стоящие поблизости здания и разбрасывает автомобили, как фантики.
Однако реальная детонация обычной осколочной мины смотрится далеко не так впечатляюще, как в боевиках с Джейсоном Стэйтемом.
Взгляните сами на это видео, и поймёте, что кино преувеличивает мощность снарядов ради зрелищности:
И да, никакими пикалками и мерцающими огоньками, которые постоянно мелькают в фильмах, настоящие боеприпасы не снабжают. Они ведь должны быть незаметными. Поэтому о том, что мина готова взорваться, никак не узнаешь.
6. Сапёр ошибается только один раз
Это всем известная пословица, которая, однако, не совсем точна. Безусловно, профессия сапёра сопряжена с огромным риском и ошибка будет дорого ему стоить. Но далеко не факт, что подорвавшийся при работе со снарядом техник погибнет.
Общевойсковые комплекты разминирования были придуманы не для красоты, и они вполне способны защитить их обладателей (конечно, если мы говорим не о противотанковом заряде). Известен случай, когда один специалист за свою карьеру подрывался четырежды и остался в живых.
Кроме того, как мы уже упоминали, противопехотные мины рассчитаны на нанесение тяжёлых травм, а не на мгновенное убийство. И неаккуратность сапёра при определённом везении может стоить ему не жизни, а «всего лишь» конечности. Хотя это, конечно, слабое утешение.
7. Противопехотные мины запрещены
Мины не способны понять, что после завершения военного конфликта нужно прекратить убивать людей. Поэтому забытые снаряды становятся очень большой проблемой в мирное время и от них страдают гражданские. Современные мины устроены так, что спустя определённое время их взрыватели деактивируются. Но этот механизм далеко не всегда действует.
Поэтому был разработан так называемый Оттавский договор, или Конвенция о запрете противопехотных мин. На сегодняшний день соглашение подписали 163 государства.
Вот только России, США, Китая и Индии среди них нет.
Кроме того, документ не очень точно регламентирует, что именно считать противопехотными боеприпасами, а что нет. Например, конвенция не запрещает модели направленного воздействия, такие как известный американский снаряд M18A1 Claymore. Тот самый, на котором написано «Разверните в сторону противника».
Так что противопехотные мины использовать нельзя, но если направленного воздействия, то можно.
8. Все морские мины круглые
Скорее всего, при словосочетании «морская мина» вы представляете себе круглый плавающий металлический шар с торчащими во всё стороны палками. Отчасти это так, ведь первые противокорабельные снаряды такими и были.
Но вот современные взрывные устройства выглядят как металлические трубы. Они лежат на дне или плавают в толще воды, не поднимаясь на поверхность.
Как только эта штуковина засечёт проплывающий корабль или подлодку, не откликающуюся на запрос «свой‑чужой», она выпустит в сторону предполагаемого противника самонаводящуюся торпеду.
Читайте также 🧐 10 заблуждений о самураях, в которые мы верим благодаря фильмам и играм 12 «научных» заблуждений, в которые мы верим ещё со школы 10 фильмов, основанных на популярных заблуждениях