Мы собрали то, о чём вы так хотели узнать, но стеснялись спросить.
В нашей серии статей эксперты отвечают на вопросы, которые обычно неловко задавать: кажется, что все об этом и так знают, а спрашивающий будет выглядеть глупо. В этот раз мы поговорили с психиатром Дмитрием Заносовым о фобиях. Узнали, чем они отличаются от страха и тревожного расстройства и могут ли пройти без лечения.
Дмитрий Заносов
Врач-психиатр, популяризатор науки.
1. Чем отличается фобия от обычного страха?
Здесь нужно договориться о терминологии. Фобия — это и есть страх. Если говорить о психических расстройствах, то фобию прежде всего отличает чрезмерность. То есть страх — это нормальная эмоция, которая есть у всех нас. Фобия же отличается усиленной интенсивностью. Такой страх уже не помогает нашей адаптации, а нарушает её.
Кроме этого, можно выделить три основных признака фобии:
- Избегающее поведение. Например, человек боится летать на самолёте. Можно говорить, что у него фобия, когда он отказывается от каких-то выгодных предложений или командировок, потому что не хочет подниматься в воздух. А когда едет на отдых, то выбирает провести в дороге несколько дней и едет на поезде вместо того, чтобы добраться за считаные часы на самолёте. То есть если человек боится лететь, но всё равно поднимается на борт, — это страх. А если отказывается от перелёта — это уже фобия.
- Устойчивость. Фобия — это повторяющийся страх. Человек боится чего-то на протяжении длительного времени.
- Иррациональность. Человек может понимать, что причин для страха нет. Например, статистика авиаперелётов говорит, что это безопасный вид транспорта, но это не помогает отказаться от избегающего поведения.
Это главные критерии, которые отличают фобии от обычных страхов.
2. А чем отличается фобия от тревожного расстройства?
Эти два расстройства схожи тем, что оба они иррациональны, то есть объективных оснований для страха в обоих случаях нет.
Теперь об отличиях. Если у человека есть фобия, то он боится чего-то конкретного. У него есть определённый объект, который вызывает целый спектр негативных эмоций. Например, человек боится попасть в автомобильную аварию — это очень конкретный страх. При тревожном же расстройстве определённого объекта, как правило, нет. Это просто негативные эмоции, направленные в будущее. И человек, чтобы объяснить, почему он боится, ищет аргументы, которые покажутся ему убедительными.
При тревожном расстройстве негативные эмоции первичны, а возникающие в голове причины страхов — вторичны.
Например, жена переживает, что с мужем по дороге домой что-то случится. Причин для тревоги нет — он всегда возвращается вовремя, и с ним никогда ничего плохого не происходило. Но женщина, чтобы объяснить свой иррациональный страх, придумывает множество причин для беспокойства: а вдруг он попадёт в аварию, вдруг его ограбят или он упадёт и сильно ударится головой.
Тревога заставляет её придумывать пугающие сценарии. И если окажется, что все они не имеют отношения к реальности, женщина тут же сочинит новые. И так будет происходить, пока она находится под воздействием тревоги. А если муж пришёл домой и с ним всё хорошо, женщина может переключиться на другую тему. И тоже придумает объяснения своим переживаниям.
3. Какие фобии сегодня можно считать самыми распространёнными?
Я не видел точной статистики, но, по моим наблюдениям, сегодня часто встречается социально-фобическое расстройство. Люди боятся публичных выступлений и испытывают чрезмерно негативные реакции по этому поводу. Кроме того, многие вообще боятся появиться там, где бывает много людей. Например, отказываются идти на день рождения, потому что не хотят публично говорить тосты. Людям кажется: они будут выглядеть глупо, непременно скажут что-то невпопад, и другие оценят их не очень хорошо.
Кроме этого, часто встречается фобия насекомых — пауков, гусениц, тараканов. По поводу фобии собак люди обращаются реже — видимо, считают, что бояться этих животных — вполне оправданно и избегать встречи с ними — нормально.
Нередко встречается и иррациональный страх перед полётами. А за последнее время, вполне возможно, появились и фобии, которых раньше не было. Ведь жизнь меняется, возникают новые технологии.
Появление фобии пока не очень понятный нам механизм. Но мы знаем, что она возникает, когда перевозбуждается центр страха.
А что он зафиксирует в качестве триггера — зависит от конкретного человека. Я читал, что сегодня наблюдаются случаи фобии различных гаджетов и даже фобия прогресса.
Но, как правило, человека приводят к психиатру иные причины. Часто возникает ситуация, когда пациент приходит по другому поводу и в дополнение к диагнозу у него обнаруживается и фобическое расстройство. Так что визиты к специалисту полезны.
4. Какие причины вызывают развитие фобий?
Мы не знаем правильного ответа. Но, по сегодняшним представлениям, работает биопсихосоциальная модель. Страхи бывают у многих, но до уровня фобии они доходят редко. Однако мы видим, что, например, у людей с тревожными расстройствами часто бывает такое же тревожное потомство. Их дети могут страдать и фобиями.
Мы предполагаем, что есть определённая биологическая предрасположенность. Но реализуется ли она, зависит от социальных факторов. Например, дети копируют паттерны поведения родителей, поэтому у них тоже могут возникать тревожные и фобические расстройства.
Однако бывает и так, что у тревожной мамы есть два ребёнка. У одного есть расстройство, а у другого нет. В этом случае мы можем предполагать, что сработали эпигенетические факторы. То есть у первого ребёнка определённые гены включились, а у второго они тоже есть, но находятся в выключенном состоянии.
Кроме того, фобии возникают, когда человек постоянно встречается с какими-то страхами, которые успевают закрепиться.
Кажется, логично предположить: если он с ними не столкнулся, то фобии может не быть. Ведь запечатления конкретного объекта не произойдёт, и избегающего поведения не возникнет.
Но так бывает не всегда. Например, в наших краях нет страшных тарантулов, но есть арахнофобия. Человек может приобрести её, встретившись с пауком в отпуске. Или вообще увидев его в фильме. Но мы не знаем, почему именно центр страха у него перевозбудился.
5. Бывает ли, что у человека сначала развивается страх, а потом он перерастает в фобию?
Да, именно так обычно и бывает. Но сначала человек должен испытать негативные эмоции, причём очень интенсивные. А затем он сам создаёт условия, чтобы сила этих эмоций возрастала.
Например, он боится летать самолётом. И начинает отказываться от перелётов. А потом возникает ситуация, когда он уже много раз избегал авиарейсов. И чем дальше, тем сложнее ему всё же согласиться подняться на борт и полететь.
Причём авиафобия бывает разной. Если спросить у человека, чего именно он боится, то он может ответить: фатальной поломки, атаки террористов, ситуации, когда оторвётся дверь, а он после разгерметизации не сможет воспользоваться маской. Этих страхов может быть великое множество. И никакие доводы статистики о том, что самолёты безопасны, не сработают.
Однако пассажир может и полететь, если перед этим выпьет таблетку, которая погрузит его в сон. Кажется, в этом случае он победил фобию. Но нет — это тоже избегающее поведение, которое поддерживает расстройство. То есть человек сначала долго обслуживает негативные эмоции, а потом они превращаются в фобию.
6. Есть ли у фобий возрастные или гендерные особенности?
Сложно сказать. Единственное, что можно утверждать точно: женщины чаще обращаются за помощью. Можно предположить, что они более уязвимы для тревожных, фобических и депрессивных расстройств. То есть они чаще болеют, поэтому и на приёме их больше.
Но, может быть, мужчины просто не ходят к врачу. В консервативном обществе воспитание «сильного пола» не позволяет его представителям демонстрировать слабость. А чего-то бояться и тем более говорить об этом — табу. Согласно общественным установкам, это «не мужское» поведение. Вообще страх — нормальная эмоция, его испытывают все. Но признаться в этом в консервативном обществе очень сложно. Может быть, именно поэтому мужчины обращаются к психиатрам реже.
Если говорить о возрасте, то у детей порой фобии более странные, но они чаще проходят сами, без постороннего вмешательства.
У взрослых фобические состояния устойчивые. А у детей бывает так: была фобия, потом ребёнок её перерос. Возможно, он поддался иррациональному страху, потому что его психика была ещё незрелая. А потом она окрепла, оказалось, что бояться нечего, и фобического расстройства больше нет.
7. Могут ли у взрослых фобии пройти сами?
И да, и нет. Фобия может пройти, если она ещё не слишком интенсивная. Если у человека ещё не появились устойчивые паттерны избегающего поведения.
Вот как это работает: человек боится, но всё же делает то, от чего хотел бы отказаться. И видит, что ничего страшного не произошло. Например, в случае аэрофобии человек преодолел себя и сел в самолёт. Ему могло быть плохо и страшно, но ни один из иррациональных кошмаров не реализовался. Он садился в самолёт через силу, но теперь видит, что страхи были необоснованными.
По сути, психотерапия так и работает: человек делает то, чего хотел бы избежать, и получает позитивный опыт. И устойчивые паттерны избегающего поведения не закрепляются.
Но бывает, что люди настолько ограничивают себя, так сильно перестраивают жизнь под влиянием фобии, что, по сути, превращают себя в инвалидов. Поэтому запущенное, тяжёлое фобическое расстройство необходимо лечить.
8. Как себя вести человеку с фобией, чтобы быстрее с ней справиться?
Для начала — признать, что у него не всё нормально. Следующий шаг — не формировать устойчивое избегающее поведение. И непременно обратиться к специалисту для диагностики. Потому что часто бывает: человек обращает внимание на одну проблему, но она, как локомотив, тащит за собой другие, причём более серьёзные. И разобраться, что это за состояния и как с ними работать, может только врач.
Мне кажется, не будет слишком сложно найти специалиста в любом городе. Ведь тревожные, депрессивные и фобические расстройства для психиатра и психотерапевта — словно аппендицит для хирурга. Все специалисты учатся с ними работать. Часто вылечить фобию помогает та же психотерапия, и можно обойтись без таблеток.
9. Как близкие могут помочь человеку с фобией?
Прежде всего стоит быть адекватными людьми. И понять: то, что другим может показаться непонятной глупостью, для человека очень серьёзно. Он, возможно, не хотел бы переживать свои страхи, он не специально им поддаётся — просто сейчас не может по-другому.
Худшее, что можно сделать, — упрекать или стыдить человека за иррациональную фобию. Или говорить: «Нашёл чего бояться — ерунда это всё, забудь». Это никак ему не поможет, но добавит новых негативных эмоций. Тогда у него появится ещё один страх: он будет бояться делиться своими переживаниями с родственниками.
Близким стоит почитать про фобии, чтобы понимать, с чем они имеют дело. Однако становиться психологом для человека не надо.
Но можно посоветовать ему обратиться к специалисту. В зависимости от сложившихся отношений мягко подталкивать его к этому решению или заявить: «Я знаю — тебе нужно к врачу». Если же вы видите, что он опасается обращаться за помощью и ему нужна поддержка, можно съездить на приём к психиатру вместе с ним.
Главное — отнестись к человеку бережно, ни в коем случае его не высмеивать и не допускать пренебрежительного отношения.
10. Что делать здоровому человеку, чтобы свести к минимуму вероятность появления фобии?
Для начала — тоже больше узнать про фобические расстройства. Ну а дальше делать всё, что советуют врачи для поддержания здорового образа жизни. То есть соблюдать режим труда и отдыха, высыпаться, следить, чтобы питание отвечало потребностям организма. Эти простые действия — хорошая профилактика любых психических расстройств. Ведь человек, который плохо спит, нерегулярно ест и при этом перерабатывает, более эмоционально уязвим и потенциально нестабилен.
Ну и, если вы заметили, что у вас стало появляться избегающее поведение, ни в коем случае не закреплять его, а как можно раньше обратиться за помощью. Потому что чем меньше устойчивых паттернов, тем проще будет психиатру с ними справиться.
Другие стыдные вопросы 10 стыдных вопросов о старении: отвечает биолог Александр Тышковский 10 стыдных вопросов о счастье: отвечает философ и писатель Гульнара Краснова 10 стыдных вопросов о подростках: отвечает психолог Мария Беликова 10 стыдных вопросов о конфликтах: отвечает тренер по аргументации Юлия Горбатова 10 стыдных вопросов о привычках: отвечает нейрофизиолог Вячеслав Дубынин